ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ БАНИ НА РУСИ?
Возникновение бань на Руси относится примерно к тому же периоду, что и само формирование славян. Еще и письменности не было, а в устном народном творчестве уже упоминали о ее целебной силе. Ведь тут сливались воедино две наиболее сильные природные стихии – огонь и вода, и древние славяне, которые, как известно, были язычниками, соединяя силы, привлекали их на свою сторону и таким образом перенимали часть их могущества. Еще баня считалась олицетворением гостеприимства и домашнего очага.
Вспомните русские сказки: в них Иванушка требовал от Бабы-яги сначала попарить его в баньке, накормить, напоить да спать уложить, а затем уже разговоры вести.
Упоминание в письменных источниках относится к X веку. В «Повести временных лет» про славянские бани говорилось: «Диво видел я в Славянской земле… Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют
себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье». И действительно, русскую баню не сравнить ни с европейскими, ни с азиатскими купальнями.
Она, в отличие от них, гораздо сильнее воздействует на человека. А непременный атрибут – березовый веник – хлещет разгоряченные тела так, что иностранцам это напоминает пытку. В парной под ударами веников им казалось, что «смерть их пришла и стоит на пороге». А вот после баньки иностранцы отмечали, что чувствуют себя превосходно. И слава о русской бане-целительнице распространилась по всему миру.
На Руси практически в каждом доме была баня. Топились они всего один раз в неделю, по субботам, а потому субботы считались банными днями, и в эти дни не работали. Но особенно ценились большие общественные бани, куда ходили не только ради мытья, а ради пара и отдыха, ведь в больших парилках создается совершенно уникальный и потрясающий эффект.
Интересно, что в XV-XVII веках практиковался совместный помыв мужчин и женщин. В принципе, это было и в Европе того времени, но иностранцев удивляла свобода нравов и отношений при помывке. По их общему мнению, русские были совершенно лишены ложной стыдливости. В баню приходили семьями, с
детьми. Здесь же, в общем зале, находились и «растиральщицы» – девушки легкого поведения. Кстати, подобные увеселения шокировали даже самого
Казанову! И только при Екатерине Великой сенатским указом было запрещено мыться мужчинам вместе с женщинами, а детей старше 7 лет предлагалось водить в свое отделение – по половому признаку.
Баня также играла важную роль не только в вопросе гигиены, но и в различных обрядах. Без нее не обходилось ни одно важное событие в семейной жизни. Накануне свадьбы подружки невесты обязательно парили ее в бане, сюда же отправляли жениха и невесту на второй день свадьбы. Считалось, это должно было обеспечить им счастливую совместную жизнь и многочисленное потомство. В деревнях роды женщин часто происходили в бане. Даже на поминках – и то нашлось место бане. Друзья умершего, принимавшие участие в похоронах, шли сюда после похорон и на сороковины. На могиле умершего иногда оставляли банный веник: это должно было символизировать очищение его души перед Богом.